Геннадий Стерник
сертификация
курсы
статьи
конкурсы
о компании
библиотека
мониторинг
конференции
об авторе, новости сайта, анонсы
ссылки
e-mail
e-mail
Интернет-агентство СТЕРНО.РУ
designed by NIKE
Рынок Консалтинга-2004: Общие выводы
Александр Костин, ЗАО "АБМ Партнер"

РЫНОК КОНСАЛТИНГА-2004: ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
(попытайтесь сделать их сами, а затем сравните с нашими)

Представляя концепцию рынка, Адам Смит в своем труде The Wealth of Nations (Исследования о природе и причинах богатства народов, 1776 год) писал: если бы каждый покупатель знал о ценах каждого продавца, а каждый продавец знал, сколько готов заплатить каждый покупатель, тогда все принимали бы на "рынке" абсолютно взвешенные решения и ресурсы общества распределялись бы эффективнее. До сих пор идеал Смита не достигнут, потому что претенденты на роль покупателей и продавцов не располагают полной информацией друг о друге.

Редкий предприниматель в поисках решения сложной задачи своего бизнеса имеет время и терпение, чтобы обойти всех консультантов, а значит, он действует на основе неполной и неточной информации.

Вот и получается: заплатив оценщику за услугу 3100 долларов, спустя неделю или две Вы получите (например, через интернет) такое же предложение, но за $1200. Но это еще что! Хуже, если Вы вообще выбросите деньги на ветер, получив от консультанта не то, что надо, - просто из-за отсутствия нужных сведений.

Лишь очень немногие рынки приблизились к идеалу Адама Смита. Инвесторы, покупающие и продающие валюту и некоторые другие ценности, имеют дело с эффективными электронными рынками, которые обеспечивают их исчерпывающей информацией о предложении, спросе и ценах в любой точке мира.

Рынок консалтинга в Российской Федерации - не идеален и не эффективен. Например, если Вы попытаетесь найти оценщика, адвоката, аудитора, какого-то другого специалиста или захотите купить бизнес, то сразу же столкнетесь с ограниченностью информации на этот счет и увидите, что сравнивать предложения весьма трудно.

Приблизить динамично растущий рынок консультационных услуг в РФ к идеалу попытались Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов и экспертно-консультационная компания ЗАО "СПЛАН-ХОЛДИНГ". Ими была поставлена задача - получить максимально близкую к реальности картину российского рынка консультационных услуг.

Решением этой задачи явилось проведенное в сентябре-декабре 2003 года исследование рынка услуг управленческого консультирования в Российской Федерации. Полученная в ходе исследования информация поможет:

  • консультационным компаниям, еще не определившим свой сегмент рынка, получить данные о консультационном бизнесе и его участниках

  • более грамотно решить вопрос о своих возможных позициях на данном рынке

  • получить общее представление о состояние консалтингового рынка в настоящее время

  • сделать некоторые выводы о тенденциях присутствующих на рынке консультационных услуг в РФ.

Второй год участвуя в исследовании, специалисты ЗАО "АБМ Партнер" хотели бы отметить следующие моменты из проведенного исследования:

  • Согласно результатам опроса, эксперты высказали мнения, что в большей степени услугами консультантов пользуются международные компании, тем не менее, результаты анкетирования показали, что среди клиентов компаний превалируют фирмы, работающие на национальный рынок.

  • По прежнему клиенты в основном обращаются к консультанту с желанием повысить эффективность текущей деятельности, однако если по прошлым результатам на втором месте находилось желание провести стратегические изменения, то теперь это место заняло желание повысить эффективность используемых ресурсов. Основная потребность клиентов - консультирование как способ оснащения клиента специальными методами решения проблем.

  • Оказалось, что размер выручки зависит от сфер хозяйственной деятельности клиентов консультантов. Самыми распространенными стали клиенты из сфер оказания прочих услуг непроизводственного анализа, производства предметов производственного назначения и государственный сектор.

  • Регрессионный анализ позволил выявить положительные зависимости между объемом выручки и частотой появления среди клиентов консалтинговой фирмы организаций, работающих в сферах добычи природного сырья и производства предметов личного потребления (товары, продукты питания, с/х товары).

  • Отмечается, что с каждым годом увеличивается необходимость таких действий консультанта, как диагностика проблемы и планирование действий клиента.

  • По результатм анализа ресурсов, потребляемых клиентом, в ситуации вынудившей его обратиться к консультанту, по-прежнему лидируют финансовые ресурсы. Вместе с ними первое место занимают здания и сооружения (по всей видимости, это связано с возросшим количеством заказов на оценочные услуги).

  • Уверенно растет вероятность периодического вмешательства в деятельность клиента. Если на первых этапах исследования лидировало единовременное принятие решений, а затем баллы сравнялись, то теперь частота случаев периодического вмешательства в дела клиента превышает количество единовременных обращений.

  • Эксперты, работающие с государственными структурами, выделили в ответах «консультации, связанные с вопросами проведения конкурсов и аукционов», а также вопросы, «связанные оценкой предприятий, имеющих хоть малейшую долю государственного участия».

  • Среди дополнительных услуг консалтинговых фирм, хотелось бы выделить, что 80% экспертов упомянули или наличие, или желание создать в спектре их услуг оценочные услуги, а также возросший спрос на эту услугу.

  • Среди отраслей, наиболее чаще привлекающих консультантов, эксперты выделили (в порядке убывания частоты упоминаний): Машиностроение (в том числе тяжелое); Топливно-энергетический комплекс; Пищевая промышленность; Банки.

  • Среди факторов, на которые чаще всего ориентируются клиенты при выборе консультанта, эксперты с одинаковой частотой упоминали личные рекомендации, цену и имя с местом в различных рейтингах. Чуть реже, эксперты обращали внимание на опыт реализации похожего рода проектов и опыта в исследуемой отрасли. Имя фирмы, в первую очередь, важно для проведения крупных международных проектов.

  • Максимальную сумму, которую клиент согласен заплатить за решение проблемы, эксперты затруднились назвать. Один эксперт упомянул ситуацию, когда «за минутную консультацию было заплачено 600 долларов». Можно только упомянуть, что формирование цены зависит от проекта, ситуации, бюджетных возможностей компании и личностных отношений с конкретным заказчиком. При проведении конкурса – цену определяет рынок.

  • Ответ на вопрос, предпочитают ли клиенты, чтобы консультант самостоятельно решил возникшую проблему или оснастил предприятие системами и методами решения проблемы, эксперты видят в «психологии заказчика». «Они так понимают работу консультанта, что он не только должен он рассказать, но еще и все и сделать, и полную ответственность нести за результат». Причина этому, по мнению другого респондента, заключается в том, что «клиент заинтересован в решении проблемы, если мы просто методику дадим – у клиента нет уверенности, что он ее реализует». Эксперты, предлагающие, свои клиентам «инструмент для плана, который уже зреет в голове менеджера», принадлежали к фирмам, оказывающим самые дешевые услуги из опрошенных.

  • Среди действий, которые требуются от консультанта при оказании консультационных услуг, все без исключения компании уделили особое внимание «планированию действий клиента и диагностику проблемы».

  • Среди проблем, с которыми наиболее часто сталкиваются клиенты консультантов, по-прежнему особо выделяются маркетинг и проблемы реализации продукции. Не менее часто упоминались и проблемы эффективного использования ресурсов и проблемы общего руководства. В этом случае клиенты в большей степени осознают необходимость подобных услуг и заказы на внутренние организационные решения, по общему мнению экспертов, занимают первое место, среди консалтинговых услуг.

  • Об общем состоянии консалтингового рынка эксперты сошлись во мнении, что «на данный период времени предложение уже превышает существующий спрос». И главным вопросом становиться качество услуги. Хотелось бы отметить, что в 2000 году эксперты утверждали, что у «рынка достаточно большие перспективы и спрос превышает предложение». С другой стороны, в 2003 году по результатам 2002 консультанты упомянули о развитии спроса на консалтинговые услуги в регионах и различиях в насыщенности рынка в разных областях консалтинга.

Капитализм - несомненно, величайшая из построенных экономических систем - в прошлое столетие наглядно доказал свои преимущества над другими системами. Информационная магистраль умножит эти преимущества. Она позволит тем, кто производит товары и услуги, намного зорче видеть, что хотят покупатели, а потенциальным клиентам намного выгоднее покупать эти товары (услуги). Адам Смит, наверное, порадовался бы за нас. Но потребители порадуются точно - и это гораздо важнее.

Александр Костин, ЗАО "АБМ Партнер" - 20.02.2004

Rambler's Top100